CPA (cost per action) — это стоимость одного целевого действия пользователя.
Показатель используют в двух случаях. Во-первых, как метрику, позволяющую оценить эффективность кампании. Чем больше пользователей совершили целевое действие в рамках заданного бюджета, тем успешнее продвижение.
Во-вторых, как модель оплаты. Рекламодатель оплачивает только результат, то есть совершенное целевое действие, а не показы или клики.
В зависимости от желаемого результата выделяют несколько видов CPA:
- CPO (cost per order) или CPS (cost per sale)— оплата за продажу. Производится только после приобретения товара. Если клиент не оплатил или вернул его, сделка не засчитывается.
- CPL (cost per lead) — оплата за лид. Результатом считается получение контактов потенциального клиента, а целевым действием — заполнение формы обратной связи, звонок или сообщение. Оплачиваются все лиды без учета того, купили они товар или нет.
- CPI (cost per install) — оплата за установку. Сюда можно отнести скачивание приложения или установочного файла.
- CPV (cost per visit) — оплата за посещение целевой страницы или страницы с товаром, просмотр видео, изучение страницы с расценками. Действие считается выполненным, если пользователь провёл на ресурсе оговоренное количество времени в секундах.
Как считают CPA
Чтобы вычислить CPA используют такую формулу:
CPA = затраты на рекламу / количество действий
К примеру, владелец косметического салона провёл в сети рекламную кампанию, направленную на расширение клиентской базы и получение лидов. На продвижение товара с помощью разных каналов он потратил 15 000 рублей. В результате пользователи заполнили 15 форм регистрации, совершили 15 звонков по указанному номеру, отправили 20 сообщений в мессенджер. Итого получаем 50 лидов.
CPA = 15 000 ÷ 50 = 300 рублей за один лид.
При расчёте благоприятной стоимости лида важно учитывать, что не все лиды станут клиентами. Нередко бывает, что около 20% заявок оказывается «мусорными»: пользователь указал неправильные данные, не реагирует на сообщения или не отвечает на звонки. А из качественных лидов только часть пользователей приобретет товар — для разных отраслей процент может отличаться.
CPA необязательно считать вручную — для этого существуют онлайн-калькуляторы. Кроме того, если вы заказываете рекламу с оплатой за действие, данный показатель будет доступен в рекламном кабинете.
Каким компаниям подходит CPA-модель
CPA используют в интернет-маркетинге. Модель CPA подходит компаниям, которые предлагают массовый продукт с широкой географией распространения и конкурентоспособной ценой. В основном это интернет-магазины, площадки для онлайн-игр, букмекерские компании, турагентства, сервисы бронирования билетов и номеров в отелях, онлайн-курсы.
Нет смысла использовать CPA предприятиям, которые продают узкоспециализированный продукт или работают на бизнес. Например, заводу, который производит оборудование для пекарни или холодильные установки, CPA не подойдет.
Как работают CPA-сети
Работать по CPA-модели можно напрямую с площадками или через CPA-сеть. Это сервис-посредник, в котором объединены интересы веб-мастеров и рекламодателей.
Организатор сети находит владельцев ресурсов, которые можно использовать для партнёрской рекламы (сайты, ютуб-каналы, блоги, странички в соцсетях) и заключает с каждым из них договор.
Многие ресурсы создаются специально ради рекламы, а полезный и привлекательный контент на них размещают, чтобы заинтересовать пользователей. Но существуют сайты, созданные для других целей, например клубы по интересам или блоги. Они также могут предоставлять свою площадки для рекламы.
Когда в сеть заходит рекламодатель, он размещает оффер (техническое задание для агента), который после проверки становится доступен веб-мастерам. Агенты, которые владеют тематическими сайтами или работают в заданной сфере, могут брать задание и выполнять его. После того как с определённого ресурса приходит клиент и совершает целевое действие, веб-мастер получает оплату.
Распространенные виды мошенничества в CPA-сетях и не только: как распознать и поборотьСтавка при использовании модели CPA бывает двух видов: фиксированная и процент от продажи. Фиксированную обычно выбирают для товаров одной ценовой категории. Например, для обучающего курса с ценами от 3500 до 5000 рублей ставка в 350 рублей будет выгодной при покупке любого тарифа.
Если же речь идет об интернет-магазине с большой амплитудой цен, выбирают вознаграждение в процентах. Тогда агент заинтересован в том, чтобы клиент потратил как можно больше денег, так как от этого зависит его доход.
Кроме основных, CPA-сеть может выполнять следующие функции:
- арбитраж трафика, подсчёт целевых действий, анализ эффективности рекламы;
- аналитика работы всех агентов, поиск более эффективных и ответственных, отсеивание недобросовестных исполнителей;
- создание рекламных материалов;
- подсчёт оптимальной оплаты за одно действие;
- определение наиболее выгодных для рекламодателей целевых действий.
Как выбрать CPA-платформу
Для уверенности в результате лучше обращаться в известные сети с хорошей репутацией.
Популярные CPA-сети не только имеют большую базу проверенных агентов и широкий инструментарий, но и предлагают дополнительные возможности — обучение для веб-мастеров, конкурсы, бонусные программы.
Главные критерии в поиске подходящей сети для веб-мастеров — порядочность, большой выбор офферов, выгодный размер ставки, эффективная и быстрая служба поддержки, своевременные выплаты.
Рекламодателям нужно обращать внимание на репутацию сети, количество уже представленных офферов, количество работающих в сети агентов и отзывы пользователей. Кроме того, важно выяснить, как сеть решает вопрос с кликфродом. Хорошие сети расследуют факты мошенничества и возвращают рекламодателю деньги за слитый трафик.
В выборе сети можно ориентироваться на сайты с отзывами пользователей, например Arbitraf или Otzyvmarketing. В разных рейтингах среди лучших часто отмечают Admitad, Affstar, Leads, ActionPay, ePN, Offerum, CPAcity, LeadBit.